ВОЗДУШНЫЙ КОМАНДНЫЙ ПУНКТ


Создание резервной системы управления в период холодной войны диктовалось самой обстановкой. Резервная система управления, включающая в свой состав подвижные пункты управления (воздушные, корабельные, железнодорожные), а также мобильный резерв сил и средств связи (подвижные полки и батальоны связи, самолёты-ретрансляторы, спутники связи) призваны обеспечивать непрерывность управления силами и выполнение ими поставленных задач.

По замыслу Оперативного управления ГШ ВМФ воздушный пункт управления (ВзПУ) создавался в составе резервной системы управления как её главное звено для повышения устойчивости и поддержания непрерывности управления силами ВМФ, в первую очередь МСЯС (морские силы ядерного сдерживания), при выходе из строя наземных пунктов управления, узлов и линий связи. Одной из главных задач, возлагавшихся на ВзПУ, была передача и доведение (ретрансляция) приказов  (сигналов) боевого управления до кораблей в море. Решение ГК ВМФ о создании ВзПУ было принято в середине 1975 года после всесторонней тщательной проработки вопроса обоснования его необходимости и целесообразности.

В 1975 году создаётся 706-й Воздушный командный пункт ВМФ (ВКП ВМФ), в последующем, до 1982 года - воздушный командный пункт Главнокомандующего ВМФ (ВКП ГК ВМФ). В его состав входило управление и один боевой расчёт (БР), включающий оперативную группу и бортовой узел связи. Лётные экипажи самолётов ВМФ комплектовались ВВС за счёт штатной численности ВМФ.

Первым начальником ВКП 20 ноября 1975 года был назначен капитан 1 ранга Николай Григорьевич Рогозянский, его заместителем - капитан 1 ранга Сергей Акимович Вязаничев. На них легла основная тяжесть формирования нового командного пункта.

РОГОЗЯНСКИЙ НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВИЧ
(05.08.1928 - 28.03.2007)
Капитан 1 ранга. В Военно-морском флоте с 1946 года. После окончания в 1950 году Тихоокеанского высшего военно-морского училища имени С.О. Макарова проходил службу на подводных лодках Балтийского и Северного флота. В 1963 году с должности командира дизельной подводной лодки Северного флота был назначен старшим офицером  Оперативного управления Главного штаба ВМФ. В 1967 году окончил Военно-морскую академию. Внёс значительный вклад в разработку и внедрение системы боевого управления силами ВМФ.
После увольнения в запас в 1984 году продолжал работу гражданским специалистом на ЦКП ВМФ.

Местом постоянного базирования ВКП ГК ВМФ и его самолётов был определён аэродром Чкаловский. Пока самолётов не было, они только строились и оснащались необходимой аппаратурой, происходило комплектование ВКП личным составом. На аэродроме базирования никаких служебных помещений не было, и в течение 1976-1977 годов личный состав ВКП размещался в крохотной комнате, выделенной на ПКП ВМФ.

Первый самолёт ВКП "Ил-22" ("Бизон") был принят от промышленности 31 марта 1978 года. После выполнения заводом некоторых доработок самолёт под руководством начальника ВКП 18 апреля 1978 года совершил самостоятельный перелёт с личным составом БР № 1 (начальник БР капитан 1 ранга Ростислав Михайлович Агапов) с заводского аэродрома на аэродром Чкаловский. Полёт прошёл без замечаний. Таким образом с апреля 1978 года началась практическая отработка личным составом боевых расчётов, возлагавшихся на АКП задач в системе управления силами ВМФ.

Начальник ГШ ВМФ адмирал флота Георгий Михайлович Егоров глубоко вникал в вопросы управления и понимал роль ВКП ВМФ в системе командных пунктов. В августе 1978 года он лично совершил перелёт из Североморска в Москву на самолёте ВКП и оценил его боевые возможности по управлению силами. Им был сделан ряд существенных замечаний по совершенствованию техники самолётов.

В 1980 году ВКП ГК ВМФ имел три полноценных боевых расчёта, правда, самолётов типа "Бизон" было всего два. Но к концу 1985 года в состав ВзПУ ВМФ входило 5 самолётов (два типа "Бизон" и три типа "Зебра"). В интересах повышения возможностей резервной системы управления силами ВМФ встал вопрос о создании флотских воздушных пунктов управления, для чего СФ и ТОФ передавалось по одному самолёту "Бизон". В состав ВзПУ флотов включались поступающие от промышленности самолёты-ретрансляторы (СРТ), шифр "Орёл", созданные на базе самолёта "Ту-142мр".

Роль и значение резервной системы управления силами ВМФ , в частности ВзПУ, непрерывно возрастала. Однако происшедшие в начале 90-х годов прошлого столетия изменения в стране незамедлительно отразились на деятельности ВзПУ ВМФ. Из-за сокращения норм расхода ресурсов материальных средств резко снизились возможности флотских полков связи и всей резервной системы управления ВМФ. По ряду объективных и субъективных причин уровень боевой готовности и эффективности применения ВзПУ ВМФ стал заметно снижаться.


В дальнейшем в ходе реформирования ВС РФ реорганизовывалась и резервная система управления. В результате этой реорганизации, проведённой в 1994 году, ВзПУ ВМФ оказался практически не боеготовым.

Проведённая в ноябре 1995 года под руководством  начальника ОУ ГШ ВМФ вице-адмирала В. Патрушева тренировка ВзПУ была последней. Начальник ОУ ГШ ВМФ, без согласования с ЦКП ВМФ и другими управлениями ВМФ в декабре 1995 года доложил своё заключение ГК ВМФ: "…исходя из существующего состава и состояния самолётного парка, реальных возможностей применения ВзПУ ВМФ, сложившейся практики и потребностей в его применении - признать нецелесообразным содержание ВзПУ ВМФ в системе управления силами ВМФ и расформировать к 01.01.1996 года". Судьба ВзПУ была решена мгновенно и окончательно.

Все попытки командования ЦКП ВМФ и ВзПУ ВМФ отстоять и сохранить резервную систему управления оказались безрезультатными. В апреле 1996 года ВзПУ ВМФ был расформирован. Двадцатилетний опыт напряжённой работы прекрасно подготовленного личного состава и отработки всей резервной системы управления ВМФ был выброшен на свалку истории. К сожалению к руководству ВМФ пришли люди, жившие одним днём и не думающие о будущем.

Начальники ВзПУ ВМФ:

  • капитан 1 ранга Николай Григорьевич Рогозянский
  • капитан 1 ранга Борис Александрович Решетников
  • капитан 1 ранга Юрий Петрович Павлов.

Они проделали большую работу по совершенствованию резервной системы управления. К сожалению, на долю Юрия Петровича  выпала неблагодарная миссия расформирования ВзПУ ВМФ,  который создавался не одним поколением достойных офицеров, мичманов и служащих.


   ИСТОРИЯ

ВзПУ Ил-22 "Бизон" в полёте














Кабина ВзПУ Ил-22 "Бизон"














ВзПУ Ил-22 "Бизон"

Фото: http://www.avsim.su/


















Капитан 1 ранга Ю.П. Павлов - начальник ВзПУ ВМФ

















Капитан 1 ранга С.Л. Мошинский - начальник направления ВзПУ ВМФ
(Фото из архива капитана 1 ранга
С.Л. Мошинского)
Сделать стартовой
Copyright © 2010-2017 Центральный командный пункт ВМФ. All Rights Reserved
Яндекс цитирования
Нравится
Сайт ветеранов Центрального Командного Пункта Военно-морского флота

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМАНДНЫЙ ПУНКТ
ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА
1960-2011