Яндекс цитирования
Copyright © 2010-2014 Центральный командный пункт ВМФ. All Rights Reserved

ЛЮБИМОЕ «ДЕТИЩЕ» АДМИРАЛА ГОРШКОВА


Как создавалась 5-я Средиземноморская эскадра ВМФ


29 февраля 2008 года © Независимое военное обозрение

Владимир Заборский


С.Г.Горшков, получив от контр-адмирала Б.Ф.Петрова донесение о вступлении в командование эскадрой, эту дату сразу официально утвердил своим приказом, причем именно от 14 июля 1967 года № 0195: «С сего числа считать сформированной для несения боевой службы в Средиземном море 5-ю Средиземноморскую эскадру кораблей Военно-морского флота Советского Союза». С этого момента 5-я Средиземноморская эскадра ВМФ начала свою 25-летнюю историю боевой службы.

Обращает на себя внимание название соединения в приказе главнокомандующего ВМФ. С момента «рождения» главком сразу присвоил эскадре наименование «Средиземноморская». Но вот что удивительно – в дальнейшем в официальных документах (директивы, приказы, телеграммы, шифровки и пр.) слово «Средиземноморская» больше никогда не использовалось. В последующем группировка официально именовалась: 5-я эскадра кораблей ВМФ. Почему так случилось – по архивным документам установить не удалось. Хотя неофициально эскадру вскоре стали все-таки называть Средиземноморской.

Таким образом, 14 июля 1967 года документально зафиксировано формирование для боевой службы на средиземноморском театре первого в истории советского флота оперативного соединения (правильнее – объединения). Эскадра по подчиненности замыкалась непосредственно на главнокомандующего и ГШ ВМФ с управлением через Центральный командный пункт (ЦКП) ВМФ. Операционной зоной эскадры определено все Средиземное море и район Атлантического океана западнее пролива Гибралтар до меридиана мыса Сан-Висенти (на кромке побережья Португалии).

Обязательно следует отметить, что С.Г.Горшков относился к 5-й эскадре как к одному из своих любимых детищ. Он внимательно вникал во все ее нужды. При этом он ревниво оберегал свое право командовать эскадрой и не допускал никого вмешиваться в управление ею. Такие попытки «порулить эскадрой» сразу же стали предприниматься, особенно со стороны командования ЧФ (как же – Средиземное море тоже ведь операционная зона ЧФ!). Эти попытки жестко пресекались С.Г.Горшковым. Да и главная «троица» командования эскадры – Б.Ф.Петров, Н.Ф.Рензаев и В.В.Платонов – были не из тех, кто смиренно сносил бы указания не имеющих на то право каких-либо должностных лиц ВМФ. Но острые моменты во взаимоотношениях командования эскадры и «потусторонних лиц», особенно первое время, случались частенько (периодически они проявлялись и в другие годы).

СТАНОВЛЕНИЕ

Первый в истории эскадры флагманский корабль БПК «Комсомолец Украины», как вскоре выяснилось, оказался непригоден для этой роли. По прибытии в Порт-Саид, куда была введена группа советских кораблей, командование и штаб 5-й ОПЭСК «перебазировались» на крейсер (КР) «Дзержинский», ставший новым флагманом. На нем был развернут КП эскадры.

И сразу навалились многочисленные проблемы. Командованию и штабу эскадры пришлось повседневно и даже ежечасно заниматься задачами и вопросами, требующими нередко немедленного решения. Причем это касалось не только управления силами соединения (тем более при постоянной напряженности на театре), но и чисто повседневных и бытовых трудностей экипажей кораблей, их состояния, материально-технической обеспеченности и прочего.

Краткое пояснение. С приостановлением «шестидневной» войны президенты Египта и Сирии попросили правительство СССР ввести советские корабли в главные ВМБ и порты своих стран, что не позволило бы израильтянам попытаться их захватить или бомбить. Корабли нашего ВМФ вошли в Александрию и Порт-Саид (Египет), Латакию и Тартус (Сирия).

Вот почему в Порт-Саид прибыли КР «Дзержинский», эсминец, 2 больших противолодочных корабля, 2 больших и 2 средних десантных корабля (усиленный батальон морской пехоты с бронетехникой на борту), 2 тральщика. Бронетехнику морпехоты вывели на берег и включили вместе с десантными подразделениями в систему обороны города наряду с египетскими войсками. Линия фронта в данном месте определилась в виде полуокружности радиусом в 5–8 км. Она хорошо просматривалась через бинокль с сигнального мостика «Дзержинского».
   ПРЕССА
1   2   3   4   >>  
1   2   3   4   >>  
Напишите нам

Сделать стартовой
Нравится
Сайт ветеранов Центрального Командного Пункта Военно-морского флота

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМАНДНЫЙ ПУНКТ
ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА
1960-2011