Американские авианосцы были в числе главных объектов внимания
5-й эскадры.
Фото из книги «Откуда исходит угроза миру»
Яндекс цитирования
Copyright © 2010-2014 Центральный командный пункт ВМФ. All Rights Reserved
   ПРЕССА
Напишите нам

СОВЕТСКАЯ СРЕДИЗЕМНОМОРСКАЯ ЭСКАДРА


Четверть века она несла боевую службу в одном из самых взрывоопасных регионов планеты


13 октября 2006 года © Независимое военное обозрение

Владимир Васильевич Заборский - капитан 1 ранга в отставке, в прошлом начальник отдела Оперативного управления Главного штаба ВМФ.


Задачи эскадры в общем плане их постановки: защита наших государственных интересов в регионе, поддержка внешнеполитических решений и акций правительства, противодействие (своего рода противовес) 6-му флоту США в его агрессивных притязаниях в регионе, а также ВМС других стран НАТО и недружественных нам государств, поддержка и военная помощь союзникам и дружественным странам. Конкретно же основными «штатными» задачами боевой службы эскадры (об этом можно сегодня говорить открыто) были: 1) поиск, определение районов патрулирования, слежение за ПЛАРБ ВМС США и другими иностранными ПЛ в готовности их уничтожения по приказанию; 2) разведка и слежение за многоцелевыми (ударными) авианосцами и другими ударными группировками ВМС США и НАТО также в готовности их уничтожения по приказанию. 5-я эскадра ВМФ в том или ином составе кораблей и масштабах своих действий участвовала во всех локальных войнах, конфликтах и прочих сложных событиях при обострении военно-политической обстановки в Средиземном море с конца 1960-х и до конца 1980-х годов.

В составе эскадры в повседневной обстановке (при отсутствии военно-политических передряг на театре) как правило находились: 3–5 атомных многоцелевых (ракетных и торпедных) подлодок и бригада в составе 8–10 дизельных ПЛ; бригада из 8–12 надводных боевых кораблей океанской зоны (крейсера, эсминцы, большие противолодочные и сторожевые корабли); отряд десантных кораблей (ДЕСО) с батальоном морской пехоты на борту (один большой, два средних десантных корабля, один-два эсминца или сторожевых корабля огневой поддержки, два тральщика); отряд кораблей спецназначения и вспомогательных судов в количестве 15–20 единиц. При обострении обстановки следовало немедленное усиление эскадры силами оперативного резерва флотов.

МЕСТО ПРЕБЫВАНИЯ – ЕГИПЕТ

Базировались корабли в открытом море в так называемых «точках» якорных стоянок, где глубины позволяли корабельным якорям зацепиться за грунт (так называемое «маневренное базирование»). Порой корабли кратковременно заходили (деловые заходы и визиты) чаще всего в порты Египта (Александрия, Порт-Саид, впоследствии Матрух), реже Сирии (Латакия, впоследствии Тартус), еще реже Югославии, Алжира, а с 1975 года и Туниса.

В Александрии египетскими властями была выделена для временного базирования кораблей и судов эскадры часть причала местного судоремонтного завода (построен – и, кажется, «бесплатно» – СССР), где был организован так называемый маневренный пункт тылового обеспечения эскадры (МТО). В составе МТО в порту постоянно находились плавмастерская для обеспечения ремонта дизельных ПЛ, прибывавших с СФ, а также других кораблей эскадры. Работы проводились с участием бригад местного судоремонтного завода, но наиболее важные – выполняли высокопрофессиональные специалисты экипажей плавмастерских (мичманы, старшины и матросы), поскольку египетские инженеры и рабочие были способны производить только наиболее простые ремоперации (корпусные, замена систем трубопроводов, частично по электрике и проч.).

Там же, в Александрии, постоянно находились плавказарма (или плавбаза) для размещения экипажей ремонтируемых подводных лодок, другие вспомогательные суда. Командир отряда кораблей в Александрии (как правило, командир плавмастерской или другого корабля спецназначения, он же начальник МТО) выполнял «дипломатические функции», непосредственно общаясь с властями: подача заявок на заходы кораблей и судов эскадры в порты и терводы Египта, закупка продовольствия и организация доставки его кораблям в море, организация деловых заходов и визитов кораблей в Александрию. Впоследствии такой же МТО был организован (в 1973 году) в сирийском порту Тартус (действует по настоящее время).

С конца 1967 года по июль 1972 года в Египте на аэродроме Каир-Вест базировалась эскадрилья нашей военно-морской авиации. Первоначально в нее входили 8–10 разведывательных самолетов Ту-16, а также 4–6 самолетов Ан-12 и Ан-24. С 1970 года состав эскадрильи был усилен 6–8 противолодочными самолетами Ил-38 и Бе-12 с базированием на аэродром Матрух. Эскадрилья подчинялась непосредственно нашему главному военному советнику министра обороны Египта, но при необходимости переходила (в полном составе или часть назначенных самолетов) на время операций или учений в оперативное управление (подчинение) КП эскадры.

1   2   3   4   5   >>  
1   2   3   4   5   >>  
Сделать стартовой
Нравится
Сайт ветеранов Центрального Командного Пункта Военно-морского флота

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМАНДНЫЙ ПУНКТ
ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА
1960-2011