Copyright 2010-2014 . All Rights Reserved

МОРСКОЙ ПЕРЕКРЁСТОК


1995 © 11

Старший лейтенант Д. Литовкин


- Приходится нам выполнять и функции регулировщиков на морских дорогах, - продолжает рассказывать Пётр Михайлович. - Правила нужно соблюдать и на океанских просторах, даже такие древние, как принятую в середине прошлого века в Париже Декларацию о морской войне. Необходимо бывает корректировать движение наших кораблей в согласии не с одним десятков документов по международному морскому праву. И прежде всего следить за сроками и правильностью прохождения международных проливов.

Эта международная функция ещё раз доказывает, что дежурный адмирал не просто регулировщик на морском перекрёстке, как с первого взгляда может показаться. Порой ему приходится выступать и в роли дотошного инспектора, составляющего протокол в случае аварии, и в роли эксперта, оценивающего нанесённый ущерб, и в роли судьи, определяющего виновника. Однако свод правил, которыми он руководствуется, - целая библиотека: от древних фолиантов до самых последних международных договоров. И случись что в море, в его глубинах или в воздушном пространстве над ним, дежурный адмирал и на дипломатическом, и юридическом ристалище должен суметь отстоять интересы страны. Контр-адмиралу П. Авдейчику, например, только в последнее время довелось возглавлять делегации на переговорах с англичанами, японцами, французами, норвежцами, представителями Южной Кореи, где уточнялись детали соглашений по предупреждению инцидентов на море.

Чтобы постоянно быть на уровне, требуется систематическая учёба и тренировки. Капитан 2 ранга В. Калганов и старший лейтенант А. Сосенко даже создали компьютерную программу, позволяющую оценить способности, знания и навыки офицеров оперативной службы. Есть у офицерского состава ЦКП и свои наставники. В этой роли выступает капитан 1 ранга И. Амосов, который организует процесс обучения офицеров, внедряет современные компьютерные системы в повседневную деятельность командного пункта. Однако на флотах, откуда приходят служить на ЦКП специалисты, ещё недостаточно развита работа с вычислительной техникой, поэтому процесс обучения новым навыкам требует времени.

К счастью, в последнее время аварийных ситуаций на флотах становится всё меньше, причиной чего отчасти является уменьшение выходов в море. Но, тем не менее, для проявления профессионализма дежурных офицеров и адмиралов есть место и сегодня. Вот совсем свежий пример. Хотя кнопку в «ядерном чемоданчике» нажимает лично Президент, но основная работа по передаче сигнала на стреляющий корабль ложится на командный пункт. Во время недавней проверки боеготовности морских стратегических ядерных сил, включавшей практический пуск ракеты с атомной ПЛ, всё шло по плану, без срывов. Но профессионал на то и профессионал, чтобы просчитывать все возможные ходы на несколько шагов вперёд. И когда в одной из передающих систем наметилась некоторая возможность сбоя, что не повлияло бы на исход пуска, так как сигнал многократно дублируется другими системами, дежуривший в тот час капитан 2 ранга В. Калганов внёс необходимые коррективы в их работу, не дожидаясь указаний. Дежурный правомочен и даже обязан принимать обоснованные самостоятельные решения.

Это и есть главный принцип успешной работы такого сложного организма, каким является Центральный командный пункт ВМФ. Находясь, образно говоря, на перекрёстке морских дорог, трудно было удержаться от вопроса о положении дел в некоторых районах Мирового океана. СПОД ВМФ капитан 1 ранга Н. Лукьянович нажатием клавиши высветил на дисплее компьютера обстановку в Адриатическом море - районе, непосредственно прилегающем к одной из «горячих точек» планеты. Корабли западных стран отмечены синим цветом, и ни одного нашего.

- Мы знаем, где находятся иностранные корабли и куда следуют, - сказал Лукьянович, - а вот российские всё реже появляются в море. Но на нашей бдительности это не должно сказываться, ведь в море может произойти всё что угодно. Наша задача - об этом знать и вовремя докладывать руководству обстановку, а также принимать соответствующие меры.

Капитан 1 ранга И. Амосов поведал и о планах модернизации технических средств управления, что должно ещё больше повысить оперативность и эффективность работы ЦКП. По мнению специалистов, уже давно пора заменить некоторые устаревшие компьютеры, а для этого необходимо найти немалые средства, на что пока не приходится надеяться.

Но удивительно: при таких нагрузках и ответственности недостатка в желающих служить на ЦКП ВМФ, по словам капитана 1 ранга В. Вахтерова, нет. И причина не в каких-то особых льготах - их просто не существует. Дело, на мой взгляд, в том, что, несмотря на строгую флотскую субординацию и единоначалие вообще, служба на ЦКП предусматривает известную долю самостоятельности. Причём, по-моему, даже большую, чем у командира корабля в одиночном дальнем плавании. Результат самостоятельности принятого дежурным адмиралом решения всегда осязаем, нагляден. А когда видишь результат своего труда - всегда хочется работать ещё. Это именно то, чего сегодня многим из нас не хватает.



                                                   

                               
  
1   2   3   >>  
1   2   3   >>  



-

-
1960-2011