Copyright 2010-2014 . All Rights Reserved

МОРСКОЙ ПЕРЕКРЁСТОК


1995 © 11

Старший лейтенант Д. Литовкин


Под руководством дежурного адмирала работают старпомы - так здесь называют офицеров, следящих за районами действий флота. Районов таких три: северо-западный - включающий в себя Атлантический океан, Балтийское море и большую часть Северного Ледовитого океана; южный - объединяющий Чёрное, Средиземное и Каспийское моря; восточный - охватывающий Тихий и Индийский океаны, сопредельные с ними моря и часть Северного Ледовитого океана. Четвёртый старпом следит за подводными лодками.

Знакомлюсь с работой старпомов. На них возлагается ответственность за сбор, накопление, обработку, анализ и отображение происходящего в океанских просторах, за навигационное обеспечение кораблей, контроль за пополнением продовольственных и оружейных запасов, своевременным обеспечением их топливом, водой и ещё многое, многое другое. Старший помощник непосредственно участвует в работе по приёму и передаче сигналов боевого управления, в выработке предложений командованию ВМФ для принятия решений по внезапно возникающим задачам. Особой подготовки и выдержки требуют от старпомов нередкие нестандартные ситуации.

- Чтобы быть к ним всегда готовыми, - рассказывает капитан 1 ранга В. Вахтеров, - дежурный адмирал ВМФ регулярно проводит тренировки дежурной смены. В основу их ложатся реальные факты по имевшим место происшествиям или разыгрываются сценарии возможных ситуаций. И хотя всего, что может произойти, не угадаешь, привить навыки коллективной работы и отработать методику действий таким образом, удаётся.

Пока заместитель начальника ЦКП рассказывал мне об обязанностях дежурного адмирала и его старпомов, контр-адмирал А. Медведев вместе с несколькими адмиралами Главного штаба ВМФ, заслушав доклад об обстановке в морской зоне и обсудив данные о гидрометеорологической обстановке и разведке, начал готовить доклад командованию ВМФ, параллельно проинструктировав дежурную смену. Как это принято на ЦКП, рядом с ним в этот момент находился сменившийся с дежурства контр-адмирал В. Дудко. Такова флотская традиция: даже «выключившись» из слежения за обстановкой, после суток дежурства, когда не обязательно оставаться на службе, офицеры ЦКП ещё некоторое время помогают вновь заступившим на вахту вникнуть в детали, уточняя ключевые проблемы дежурства. Уже только в одном этом проявляется их исключительная личная ответственность за происходящее в тысячах кило¬метров от ЦКП - в море, на кораблях и подводных лодках. Похоже, что это один из основных критериев отбора кандидатов на такие должности. С другими качествами вряд ли кто выдержал бы такой ритм службы и тот груз ответственности, что ложится на их плечи за сутки дежурства.

Кстати, и 7 апреля 1989 года, когда в Норвежском море потерпела аварию атомная подводная лодка «Комсомолец», сигнал тревоги поступил в тот момент, когда Дудко, тогда ещё капитан 1 ранга, после напряжённого дня и бессонной ночи собирался идти домой отдыхать. Но он остался ещё на сутки, потому что, командуя в прошлом атомоходом, прекрасно представлял себе, что значит гореть в прочном корпусе, и надеялся помочь морякам в далёком и холодном море своим опытом и знаниями. К сожалению, директивы того времени не позволяли экипажу лодки, дежурной смене ЦКП и КП Северного флота в аварийной ситуации подать открытый сигнал о помощи. Переживая трагедию на атомоходе как свою личную, на командном пункте искали путь решения проблемы. Такое решение было найдено, но, к сожалению, не успело принести положительного результата. Подчиняясь своим неумолимым законам, авария развивалась слишком быстро.

- Этот случай, пожалуй, наиболее драматичный в истории ЦКП, - говорит контр-адмирал П. Авдейчик. - Тогда профессионализму наших офицеров и адмиралов помешали бюрократические препоны. Сегодня они во многом преодолены, - продолжает он, - и мы можем в более полной мере оказывать помощь терпящим бедствие на море, самостоятельно принимать решение в той или иной ситуации. Как пример, можно привести случай, который произошёл несколько лет назад. Тогда в Средиземном море на одном из наших кораблей получил серьёзную травму мичман. Оперативная служба ЦКП ВМФ немедленно связалась с нашим посольством в Дамаске, и корабль после согласования с местными властями завели в сирийский порт Тартус, оказавшийся ближайшим к месту его нахождения. Однако там после операции состояние больного ещё более ухудшалось. Время для спасения его жизни исчислялось буквально часами. Было необходимо срочно доставить больного в Москву в Центральный госпиталь. Поэтому непосредственно из этого зала была установлена прямая связь с руководством «Аэрофлота», штабом военно-транспортной авиации, Министерством иностранных дел, посольствами ряда государств Ближнего Востока, подняты с постели руководители и специалисты Центрального госпиталя ВМФ. В результате был изменён маршрут самолёта, выполнявшего чартерный рейс и возвращавшегося в Москву из одной арабской страны, и жизнь человека была спасена.

                                                   

                               
  
1   2   3   >>  
1   2   3   >>  



-

-
1960-2011