Copyright 2010-2014 . All Rights Reserved

ОКЕАНСКАЯ ВАХТА (репортаж с Центрального командного пункта)


Июль 1988  ©
Специальный корреспондент А. Горохов

Интерьер этого зала размером с две волейбольные площадки, без «петухов» на стенах, как говорят его хозяева, то есть без излишних мобилизующих, а точнее, отвлекающих картинок, пожалуй, ничем не выдаёт его ведомственную принадлежность. Однако большой напольный глобус подскажет, что дела здесь вершатся планетарные.

Столы офицеров-операторов, несколько человек за ними. Дисплеи, два больших табло, телефоны, сейфы. Один среди них, видимо, тот, который положено вскрывать при чрезвычайных обстоятельствах. Который из них? Оставляю вопрос при себе - здесь гости бывают крайне редко, тем более журналисты, а раз пустили, лучше помолчать и со своими расспросами не мешать людям делать своё дело.

Загорается табло: положение дел на флотах на сей утренний час. Нет, не погода отображается на табло, а число натовских, прочих подводных лодок, развёрнутых в позиционных районах. Интересно, сколько же?.. Э нет! Сразу же забываю цифру. По ней в каком-нибудь заокеанском штабе, в таком же, наверное, как этот, зале, могут сопоставить её с реальной. Сразу же вычислят эффективность советских средств обнаружения. Неслучайно военно-техническое состязание, которое мировому сообществу никак пока не удаётся «загнать» в договорные и контролируемые рамки, названо касательно подводного судостроения «бесшумной войной», в которой изощряются и конструкторы, и штабы, и командиры. Логика развития техники и вооружений, а в общем-то - логика абсурда, ведущая мир в тупик.

Смогли же продвинуться, сделать первый шаг на пути к безъядерному миру в области ракет средней и меньшей дальности... А вот военно-морские вооружения - всё ещё «белое пятно» в переговорном процессе, которое по сей день даже не «подкрашено» мерами доверия, к чему настойчиво, последовательно призывает Советский Союз.

Сюда, в этот зал, на этот своеобразный «мостик» Советского ВМФ, стекается оперативная информация со всей планеты, вернее, со всех уголков Мирового океана, где плавают советские корабли. Раз на раз не приходится, но бывает, что возникает нужда не только в дельном совете командиру той или иной «единички», но и в «скорой помощи». В случае серьёзного ЧП, «нештатной ситуации», когда на ЦКП прибывают специалисты и сообща при страшном дефиците времени готовятся предложения для принятия решений, за которыми - жизни сотен людей.

Так было, например, в октябре 1986 года, когда возник пожар в одном из отсеков нашей атомной подводной лодки с баллистическими ракетами на борту, находящейся в тысячах километров северо-восточнее Бермудских островов. Трое суток (легко сказать,«трое суток») экипажи лодки и подошедших советских кораблей боролись за живучесть ракетоносца, в конечном итоге - за жизнь экипажа. Трое суток! Удалось заглушить реактор, исключить возможность ядерного взрыва и радиоактивного заражения, но лодку, увы, спасти не удалось, а в деревню Скорняково, что на Вологодчине, ушло горькое известие о гибели матроса Сергея Преминина...

Многие из тех, кто работает сегодня за операторскими столами, дежурили и в тот день, когда в Персидском заливе подорвался на мине советский танкер «Маршал Чуйков». Именно в тот день в состав отряда наших кораблей в Индийском океане вошёл морской тральщик «Курский комсомолец». Мирное вроде время, а для экипажа тральщика его 14 тысяч миль, нахоженных в заливе, мирными никак не назовёшь. Моряки работали с пострадавшим «Чуйковым», вскоре им сообщили и о трагедии американского фрегата «Старк», потом они стали свидетелями обстрела пакистанского танкера, сами подверглись учебной атаке двенадцати быстроходных иранских катеров (не правда ли, хороша «тренировка»). Капитана 3 ранга А. Голодова, командира тральщика, за боевую службу в Персидском заливе наградили орденом.

1986 год, март: грубое нарушение американским крейсером «Йорктаун» и эсминцем «Кэрон» госграницы СССР южнее Крымского полуострова. Конец сентября - провокационный заход в глубь Охотского моря четырёх кораблей американских ВМС, в составе группы - флагманский линкор «Нью-Джерси», два крейсера и эсминец. Цель - « демонстрация флага у побережья Советского Союза». 1987 год, май: грубое нарушение атомным ракетным крейсером ВМС США «Арканзас» госграницы СССР в районе Авачинского  залива, Камчатка. 1988 год, февраль. Очередное нарушение нашей границы близ Крыма крейсером «Йорктаун» и эсминцем «Кэрон» (старые знакомые!)...

Не для занимательности повествования напоминаю эти факты. Речь о другом. Хотим мы того или нет (конечно же, не хотим!), но риск военной конфронтации на море весьма велик. Сегодня, сейчас! Если бы морское противостояние просто сохранялось, пусть на каком-то высоком, опасном уровне, но хоть на стабильном! Увы, мои собеседники отмечали: противостояние наращивается. И что ещё любопытно, что бы ни предпринимал Советский Союз и его друзья, скажем, сокращение масштабов военно-морских операций (на деле, а не на словах), всё это получает однозначную оценку типа «коварных трюков Советов».

                                                   

                               
  
1   2   >>  
1   2   >>  



-

-
1960-2011